Можно вспомнить, когда одного футболиста фанаты подносили до небес, а затем втаптывали в гряз. Да, часто бывает, что спортсмены привыкают к таким перепадам от болельщиков и прессы, но далеко не все. В их числе на самом пике своей карьеры оказался Матея Кежман. Фантастический нападающий, который в определенный момент карьеры повернул не туда и не смог справиться с давлением.
Начало
Кежман родился в среде максимально пропитанной футболом. Его отец был вратарем в белградской команде Земун. Именно там и начал заниматься любимой игрой маленький Матея. Он там провел целых 10 лет, но в 16 лет оказался не нужен. Приютил его более скромный Раднички Пирод. Там он забил 11 голов в 17 матчах. После этого были Лозница и Смедерево. Затем Кежман получил приглашение, о котором мечтал. Партизан молодой футболист поддерживал с детства.
Матея активно болел за Партизан. Выступать за команду сердца для него было всем. После первой тренировке в составе “черно-белых” он спал в форме клуба. Он ненавидел Црвену Звезду, “армейцы” предложили ему контракт раньше, но были отвергнуты.
В составе “гробовщиков” Матея несмотря на юный возраст стал лидером. За два сезона на его счету было 33 гола в 54 матчах чемпионата Югославии. В этот период в стране были военные действия. Свое 20-е день рождение игрок отмечал в бомбоубежище. Такие трудные условия жизни сделали его только сильнее. Это отразилось и на футбольном поле. Футболист был неуступчив и не боялся идти в стыки, хотя при росте в 182 см был худощавым.
Становление
Кежман отождествлял собой скорость, голевое чутье и особую эмоциональность. Когда Партизан играл с Црвеной Звездой он за несколько дней отправлялся в отель, где настраивался на данный поединок, а на тренировках становился закрытым, чтобы набраться больше злости.
Молодого таланта заприметил голландский ПСВ. Уже в первом сезоне ему удалось забить 24 гола в 31 матче Эрдивизи и стать лучшим бомбардиром. В 2002 году клуб из Эйндохвена возглавил Гуус Хиддинк, он доверил место на фланге юному Арьену Роббену, которого приобрели в Гронингене. Фанаты назвали дуэт Кежман-Роббен “Бетмен и Робин”, считая, что они идеально дополняют друг друга.
Всего за четыре года в чемпионате Нидерландов отличился 105 раз за 122 матча и трижды становился лучшим бомбардиром чемпионата.
Шаг к звездности и начало конца
В 2004 году Челси купил “золотой” дуэт ПСВ за солидные деньги. В клуб пришел Жозе Моуриньо и верил, что эти парни принесут много пользы “синим”. Однако вместо голевой феерии была засуха. Первый гол забил лишь в октябре, та и тот в Кубке Лиги. В АПЛ забил лишь в декабре. Всего за сезон в чемпионате он отличился четыре раза за 25 матчей.
В чем же причина такого провала? Форвард банально не справился с тем давлением, которое на него оказал переход в топ-клуб, новый чемпионат, другой уровень соперников. Моуриньо также ставил его не на родную позицию нападающего, а на фланг.
Пытался реанимировать себя в Атлетико, но и в Примере он забил лишь 8 раз за 30 игр. Затем был двухлетний период в Фенербахче. В Турции игрок начал забивать чаще, однако Суперлига далеко не топ-5 первенств по силе, поэтому все соглашались, что восхваление Кежмана в молодости было лишь связано с уровнем соперников ПСВ в Голландии. Неудачным оказался и вояж в ПСЖ. За два сезона в Лиге 1 Матея отличился 5 раз в 35 играх. К тому же, из-за освистывания от парижских фанатов во время замены, игрок демонстративно снял футболку и кинул её на поле, за что был дисквалифицирован на две недели.
Финита
Его арендовал Зенит, надеясь, что серб, который неплохо забивал в сопоставимых по уровню с РПЛ Эрдивизи и турецкой Суперлиге принесет пользу. Верил в это и сам Кежман, ему было всего 30 лет. В чемпионате России нападающий отличился лишь дважды в 10 играх, большинство из которых он провалил. Это окончательно подтвердило, что он уже не может играть за топ-клубы даже в чемпионатах не из топ-5.
В 2011 году перебрался в Саут Чайну из Гонг Конга, но неуверенность в себе, не серьезное отношение к тренировкам привели к потери формы. Как следствие, всего два гола в шести матча. В 2012 году БАТЭ решил поверить в опытного ветерана, но даже в Беларуси Матея провалился. Он ни разу не забил за шесть встреч.
Поняв, что уже не может получать удовольствие от игры, устав от давления СМИ, которые включали его в различные сборные игроков, которые оказались самыми громкими разочарованиями, Матея решил повесить бутсы на гвоздь в 33 года.